Достаточно суровый климат большей части нашей огромной страны является причиной многих особенностей и инженерных решений практически во всех отраслях хозяйства. Например, такие приятные и важные для комфорта вещи как централизованное горячее водоснабжение и отопление, встречаются далеко не во всех странах, где температуры опускаются ниже нуля или продолжительное время держатся около этого значения.
Но, к сожалению, климатический фактор, значительно ограничивает судоходство по водным путям России: традиционно, в последние годы, навигация в европейской части страны начинается не раньше апреля, а заканчивается не позднее ноября. В межнавигационный период перестают работать шлюзы на реках и каналах, однако, если ледовый покров не устанавливается, то местное судоходство может продолжаться вплоть до ледостава.
Значительный период года, почти шесть месяцев, суда находятся в местах зимней стоянки, что, разумеется, крайне негативно сказывается на экономических показателях работы — фактически за короткий период навигации необходимо окупить не только текущие расходы, но и заработать на зимовку, а также на ввод в эксплуатацию флота весной. Из-за сезонного фактора, менее привлекательной становится работа на реке, настоящие профессионалы своего дела — командиры судов, штурманы, мотористы, вынужденно уходят из отрасли на гражданские профессии.
В СССР экономическую эффективность работы речного флота старались увеличивать, в том числе и продлением сезона навигации — почти до декабря в Москве работали речные переправы на теплоходах типа «Москвич», а транзитное судоходство по Каналу имени Москвы заканчивалось ближе к Новому году. А уже в феврале предпринимались попытки освобождения от льда акваторий столичных портов, начиналось грузовое судоходство, а к марту речные трамвайчики выходили на свои регулярные маршруты.
Такая работа, конечно повышала эффективность эксплуатации флота, но также требовала и дополнительных значительных затрат: в первую очередь необходимо было не допустить замерзания воды в шлюзах, для этой задачи устанавливали майнообразователи, которые создавали постоянную циркуляцию воды в районе ворот шлюзовых камер, также использовали барботаж воздухом, модернизируя конструкцию ворот. Для проводки судов (даже на местных переправах) массово использовали ледокольный флот, кроме того, большинство судов не были спроектированы для работы во льдах и сильному износу подвергались корпуса теплоходов и судовые двигатели, которым требовался частый ремонт и обслуживание. Разумеется, вопрос продления навигации в Московском регионе, касался только грузового и пассажирского флота (переправ и транспортных междугородних линий), о зимних речных прогулках в те времена никто не задумывался.
Также, в СССР, пробовали сделать круглогодичной навигацию хотя бы в некоторых южных районах, например на Днепре и на Волге, на участке от Волгограда до Астрахани, однако, на некоторых перекатах, река промерзала до самого дна и даже серьезный ледокольный флот не имел возможности обеспечить проводку судов.
После 1991 года продлением сроков навигации и зимним судоходством государство больше не занималось — в условиях резкого снижения грузоперевозок и пассажирских перевозок по реке, в этом больше не было никакого смысла. Речной ледокольный флот был практически полностью уничтожен, поэтому, когда в начале ноября 2016 года, при наступлении внезапных морозов, десятки грузовых судов были заперты во льду в районе Волго-Балтийского канала, оперативную помощь им оказать было некому, от неприятностей спасла только пришедшая оттепель.
Однако, местное судоходство, не требующее организации работы судопропускных сооружений, при условии мягкой зимы, во многих областях страны, продолжается практически всю зиму, особенно это касается важных пассажирских переправ, работ по добыче песка и работы вспомогательного флота при строительстве инженерных сооружений, чаще всего мостов. Кроме того, практически круглогодичную навигацию могут осуществлять суда на воздушной подушке (СВП), которые имеют возможность двигаться как по воде, так и по льду.
В Москве, после закрытия шлюзов Канала имени Москвы в середине ноября, зимние прогулки на теплоходах возможны в центральной акватории: от шлюза №9 в Карамышево до десятого шлюза в районе Коломенского, максимальный же интерес представляет собой участок в исторической части города от современного делового центра Москва-Сити до высотки на Краснохолмской набережной. В центре столицы, Москва-река часто не замерзает в течение всей зимы, либо лёд имеет совсем небольшую толщину, не представляющую проблему для теплоходов, имеющих ледовый пояс.
До конца «нулевых» годов, прогулки на теплоходах зимой в Москве проводились нерегулярно — не было ни подходящего флота, ни необходимой навигационной обстановки, которая обеспечивает безопасность судовождения. Но классические теплоходы типа «Москва» изредка совершали рейсы по заказам частных лиц и организаций, а в тёплые зимы даже организовывались рейсы в новогоднюю ночь. Однако, все эти рейсы оставались крайне нерегулярными и зависящими в первую очередь от отсутствия льда и шуги на реке.
Всё изменилось в 2009 году, когда в Москву пришли первые пять роскошных панорамных теплоходов Флотилии «Рэдиссон Ройал», которые по своему интерьеру и техническим характеристикам соответствовали самым высоким стандартам качества и безопасности. Новые теплоходы были построены в Турции, на стамбульской верфи Royal Denizcilik Endüstriyel Makine Sanayi Ticaret A.Ş. по оригинальному проекту RC-TV2008, суда были оборудованы усиленной носовой частью корпуса, были сертифицированы Российским речным регистром на ледовый класс и могли выполнять речные прогулки по Москве-реке в любое время года. Теплоходы получили имена «Фердинанд», «Бон Вояж», «Капелла», «Селебрити», «Скарлет».
В первый рейс, головное судно проекта «Фердинанд», отправилось 17 ноября 2009 года от причала у гостиницы «Украина» и с этой даты навигация по Москве-реке стала круглогодичной, и не зависящей от погодных условий. Речные прогулки по зимней Москве на суперкомфортных яхтах стали очень популярными, ведь какая разница какая температура за бортом, если на палубе тепло, уютно, а в ресторане можно заказать изысканные блюда и напитки. В самые сильные морозы, проводку прогулочных яхт осуществляет вспомогательный ледокольный флот, так что навигация не останавливается ни на день.
В 2012 году Флотилия «Рэдиссон Ройал» пополнилась новым флотом: на Рижской судоверфи были построены пять новых теплоходов проекта А44212 — они были еще больше, комфортабельнее, чем суда 2009 года постройки, а также имели еще более усиленную носовую часть корпуса. В этом же году, яхты Флотилии начали работать не только от причала «Гостиница «Украина», но и от причала в Парке Горького. Новые суда получили имена «Примавера», «Баттерфляй», «Бьюти», «Монтана» и «Феличита».
С 2015 года речные круизы зимой в Москве стали также выполнять и другие столичные теплоходы, имеющие ледовый класс — это комфортабельный двухпалубный теплоход «Маэстро», выполняющий праздничные рейсы по выходным и праздникам в течение всей зимы, новогодние и рождественские речные прогулки в первую неделю Нового года, а также эксклюзивный круиз в новогоднюю ночь. Кроме того, зимнюю навигацию в разные годы осуществляли теплоходы «Сильвер» и «Жюль Верн», который в 2016 году был переоборудован под плавучий рекламный носитель.
Можно смело сказать, что круглогодичная навигация на небольшой акватории в центре Москвы успешно действует уже восемь лет благодаря современным комфортабельным теплоходам и большим интересом москвичей и гостей столицы к речным прогулкам по Москве-реке.