Приглашаем на речную прогулку по шлюзам Москвы!
Судоходный шлюз - это гидротехническое сооружение, предназначенное для пропуска судов в зарегулированных водоёмах, где для поддержания необходимых для судоходства глубин, русло реки, канала или водохранилище располагается в разных уровнях, разделённых плотинами, не имеющими возможности пропуска судов, но обеспечивающих необходимый подпор и глубины в границах всего судоходного участка.
Шлюз состоит из камеры, верхних и нижних ворот, а также подходных каналов и причальных стенок.
Если теплоход заходит в шлюз «сверху» по течению, то после остановки, швартовки и закрытия верхних ворот, вода из шлюза начинает спускаться и теплоход начинает опускаться в камере на проектный уровень. После окончания шлюзования, нижние ворота открываются и теплоход продолжает движение. В случае, если судно двигается «снизу», против течения, то камера шлюза наоборот наполняется и уровень воды поднимается вместе с судном.
В Москве, в пределах черты города, расположены шесть судоходных шлюзов: 7, 8, 9 , 10 и 11 шлюза Канала имени Москвы, а также шлюз в составе Сыромятнического гидроузла на реке Яуза. До середины 30-х годов ХХ века, двухкамерный шлюз был устроен в нижнем течении Водоотводного канала, по этой причине одна из набережных в этом районе называется Шлюзовая.
Некоторые речные прогулки в Москве включают в себя прохождение одного или нескольких шлюзов Канала имени Москвы, иногда также проводятся прогулки на теплоходе по Подмосковью, с прохождением шлюзов «Трудкомунна» и «Андреевский», входящих в Москворецкую шлюзованную систему. Речных прогулок по Яузе, к сожалению, не проводится.
Шлюза №№ 7 и 8 — двухкамерные, пройдя шлюзование в одной камере шлюза, теплоход затем переходит в следующую и проходит шлюзование еще раз.
Между 7 и 8 шлюзами расположен уникальный канал, проложенный на рукотворном мосту из бетона, прямо под каналом проложено оживлённое Волоколамское шоссе: автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи проезжают прямо под каналом, по которому идёт теплоход.
После выхода из шлюза №8 теплоход выходит в русло Москва-реки, проходит Строгинский мост и по Хорошевскому спрямлению, которое также является частью Канала имени Москвы, выходит в небольшое водохранилище — Карамышевский разлив, который образован при помощи Карамышевской плотины, далее путь судов лежит в шлюз №9.
Шлюз № 9, расположенный в Карамышевском канале, спроектирован и построен с учётом предполагавшегося активного пассажирского судоходства внутри города и поэтому, имеется возможность шлюзования небольших судов в половину камеры, для этого, в центральной части камеры имеются дополнительные шлюзовые ворота. Шлюзование в половину камеры занимает в два раза меньше времени, чем шлюзование полной камеры, за счёт чего время шлюзования сокращается в два раза до 15 минут. К сожалению, эта опция 9-го шлюза давно не используется, дополнительные шлюзовые ворота находятся в нерабочем состоянии и законсервированы, а ведь при их использовании, добраться от Строгино до Москвы-Сити на обычно пассажирском теплоходе можно было бы всего за один час.
Десятый и одиннадцатый шлюза канала имени Москвы являются частью Перервинского гидроузла, построенного в 1935 году, в состав которого также входят водоёмная плотина с семью пролётами и Перервинская ГЭС. Десятый шлюз изначально предназначался на пропуска только крупных судов, а одиннадцатый — для шлюзования местного флота и прогулочных теплоходов, однако с начала 1990-х годов, одиннадцатый шлюз выведен из эксплуатации и шлюзование всех типов судов проводится в шлюзе №10. Для прогулочного флота, использование шлюза №11 было бы предпочтительнее, поскольку шлюзование в небольшом по размеру шлюзе проводилось бы быстрее. Шлюза Перервинского гидроузла имеют наибольший перепад уровней воды.
Выбирайте самые интересные прогулки по Москве-реке на Rivertickets.ru!
Увидимся на борту!